Четверг, 18 июняКитай 2017 все историческое и культурное наследие на русском.
Shadow

Авторитет древности

Поиски новых идей и новое осмысление традиционной философии не сопровождались громкими опровержениями старых идей, отречением от прежних традиций. Слишком велик был авторитет древности, культивировавшийся еще Конфуцием. По сложившейся традиции авторитет того или иного учения во многом зависел от древности его происхождения. Не случайно в трактате Моу-цзы «Лихолунь» конфуцианский оппонент Моу-цзы спрашивает его о том, почему древние правители Яо и Шунь, а также Конфуций не следовали учению Будды и даже не упоминают его имени, если он действительно достиг уважения и величия. Следуя китайской традиции, первые буддийские миссионеры усиленно доказывали древность происхождения своего учения, относя его зарождение к самым далеким временам. Так, например, в легенде, изложенной Фа Линем, говорится: «На двадцать четвертом году правления чжоусского Чжао-вана, восьмого числа, четвертого месяца вода в реке неожиданно поднялась и разлилась. Горы, реки и вся земля пришли в движение. Той ночью лучи пяти цветов пронизали вокруг все от малого и заволокли Запад. Все стало багряным. Чжао-ван спросил главного историка Су Ю: «Что это такое? » Су Ю ответил: «На Западе родился великий мудрец». Далее Фа Линь пишет: «На пятьдесят третьем году правления Му-вана 15 числа, второго месяца утром поднялся внезапный ветер, который начал валить людей с ног, нанося им вред, повалил деревья, а горы, реки, земля пришли в движение. После полудня небо потемнело, а облака исчезли, на Западе появилась белая радуга с двадцатью поясами, которая пронизала Север и Юг и не исчезала до самой ночи. My-ван спросил главного историка Ху До: «Чем все это вызвано? ». Культ древности обусловил одну из самых характерных особенностей китайской философии ее консервативность и традиционность, обеспечивающих высокую степень преемственности: обсуждение одних и тех же проблем, использование одних и тех же категорий на протяжении многих веков. Китайские философы выработали тонкие приемы и методы передачи новых идей, облекая их в старые формы, «втискивая» в традиционные понятия и категории новое содержание. При этом новые идеи преподносились как старые. Такое отношение к традиционному наследию определило своеобразие развития китайской философии в период Вэй и двух Цзинь, выразившееся в преимуществе комментаторского творчества в литературной деятельности китайских мыслителей. В своих комментариях к древним канонам они имели возможность, не опровергая старые идеи, выдвигать собственные, объясняя их как пояснение глубокого смысла учения древних авторитетов.

Читайте также:  Отрицательное отношение китайцев
Top.Mail.Ru