Воскресенье, 17 сентябряКитай 2017 все историческое и культурное наследие на русском.
Shadow

Имперская бюрократия

Для представителей имперской бюрократии были естественными предписываемые конфуцианцами правила взаимоотношения между людьми, а также между подданными и императором, а потому нарушение их рассматривалось как нарушение установленного порядка. Для буддистов же естественным было непоклонение императору, поэтому они полагали, что если монахи никогда не почитали правителей в прошлом, то не обязательно делать это сейчас. Диалог между буддийской сангхой и государственной властью продолжался в течение веков и окончательно разрешился в эпоху Тан в пользу последней, хотя поражение социальной позиции буддизма определилось не в эту эпоху, а гораздо раньше во времена Вэй и двух Цзинь, когда имперская бюрократия заявила о своей решительности отстаивать конфуцианские принципы социальной и политической организации общества несмотря на то, что конфуцианство как государственная идеология утратило свою значимость. По словам А. С. Мартынова, «китайская государственность и сопутствующий ей круг идей одержали над буддизмом решительную победу в самый неблагополучный период раздробленности, последовавшей за крушением империи Хань, в результате чего в своем официальном статусе буддизм был низведен до уровня подсобного средства управления. Учению Шакьямуни не удалось стать в Китае повелевающей доктриной, подобной христианству на Западе, а пришлось довольствоваться утилитарно используемой идеологией». К сказанному следует добавить, что именно устойчивость конфуцианских принципов управления государством и социальной регуляции обществом стала тем идеологическим заслоном, который не позволил буддизму стать «повелевающей доктриной», но позволил конфуцианству сохранить свои позиции в чиновничьей и бытовой сфере на протяжении всей истории императорского Китая. Периоды Вэй и Цзинь, последовавшие вслед за крушением империи Хань, явились переломным моментом для конфуцианства. Именно в этот период, в период его противостояния с буддизмом и проверялась на прочность его позиция как идеологии служивого сословия и социального регулятора общественной и повседневной жизни китайцев.

Читайте также:  Буддийские тексты
Top.Mail.Ru