Пятница, 22 сентябряКитай 2017 все историческое и культурное наследие на русском.
Shadow

Изначальная природа

В Китае непосредственным последователем учения мадхьямиков, как было отмечено, стал основатель школы саньлунь Цзи Цзан. Он был хорошо знаком с предыдущими версиями учения о пустоте, представленными шестью школами и семью направлениями. Об этом свидетельствует его комментарий к «Шастре срединности», где он дает экспозицию учения о пустоте каждого из семи направлений шести школ. Его сочинение явилось одним из немногочисленных источников, сохранивших сведения об этих направлениях.

Цзи Цзан в своей разработке учения о пустоте сосредоточился на таких ее аспектах, как срединность, недвойственность, невыразимость в словах мыслях и знаках. При этом, как было отмечено в предыдущей главе, Цзи Цзан был далек от споров между сватантриками и прасангиками. Он продолжал разработку тех принципов, которые были изложены в трех шастрах «Чжун лунь», «Шиэр мэнь лунь», «Бай лунь».

Вспомним, что понимание пустоты в концептуальных построениях всех школ и направлений люцзяцицзун было непременно связано с отрицанием. Так, изначальная природа отрицалась направлениями бэнь у цзун, бэнь у и цзун; сознание отрицалось направлением синь у цзун; внешние явления отрицались направлением цзи сы; воспринимаемые сознанием явления внешнего мира отрицались направлениями ши хань цзун, хунь хуа цзун; обусловленность причинностью направлением юань хуй цзун.

Такое понимание свойственно непосвященному уму, для которого пустота это такое же отсутствие, как отсутствие шерсти у черепахи и рогов у зайца. К этим примерам, заимствованным у Нагарджуны, Цзи Цзан добавляет примеры из китайских реалий. Так, он считает большой ошибкой отрицание таких моральных принципов, как путь государя и подданных; отца и сына; преданности государю; сыновней почтительности, которые составляют исключительно важную часть китайского образа жизни.

Читайте также:  Трактат о разрешении сомнений
Top.Mail.Ru