Центр общественной и культурной жизни продолжал сосредотачиваться в бывшей столице империи Хань, а позднее в столицах царств Вэй и Западной Цзинь Лояне, затем Чанъане. В этот период происходило крушение прежних ценностей, образование вакуума в духовной сфере, связанного с падением конфуцианства как господствующей идеологии империи Хань и даосизма, скомпрометировавшего себя тесными связями с восстанием «желтых повязок», идеологом которых был их проповедник Чжан Цзюэ. В этой обстановке проникающий в Китай буддизм с его проповедью об иллюзорности всего сущего, фатальности страдания и спасения в нирване был как нельзя кстати. Конфуцианство и даосизм не смогли оказать достаточного отпора этим проповедям, поскольку их собственные базовые положения подвергались критическому переосмыслению.
Конфуцианство, которое в период ханьской империи благодаря политической и творческой деятельности философа и политика Дун Чжуншу стало государственной идеологией Китая, с крушением империи переживало кризис как официальная идеология и постепенно утрачивало свои идейнополитические и философские позиции. Между тем, утратив свою значимость с крушением империи Хань, конфуцианство не сошло окончательно с исторической арены в последовавшие после Хань эпохи Вэй и двух Цзинь, а продолжало сохранять свои позиции и в повседневной жизни людей различных слоев общества, а не только в чиновнической сфере, где оно оставалось как идеология служивого сословия. Служивое сословиеэто социальная группа образованных людей, в обязанности которых входило служение государю. Формирование этого сословия началось в эпоху Восточного Чжоу (770-256 вв. до н. э.), в период разложения родоплеменных отношений и формирования государственности, когда в обществе, наряду с представителями аристократических родов, стала выделяться прослойка достаточно благородных по своему происхождению людей, привлекаемых к управлению государством. Отличаясь своей образованностью и способностями, эти люди добивались привилегированного положения в обществе за счет служения государю, а не по праву рождения, поэтому единственным гарантом такого положения в обществе была верная и добросовестная служба государю.