Среда, 24 маяКитай 2017 все историческое и культурное наследие на русском.
Shadow

Неправильная трактовка

Цзи Цзан открещивается от обвинений в нигилизме, основанных на неправильной трактовке понятия «кун». Вместе с тем необходимо отметить: элемент отрицания в учении школы Цзи Цзана, несомненно, присутствует. Но следует заметить, что отрицание здесь не столько деструктивное, сколько позитивное. По словам Такакусу, одной из особенностей этой школы (школы саньлунь Л. Я.) является то, что опровержение ложного в ее учении есть в то же время утверждение правильного.

Термин «условность», выдвинутый как противовес деструктивному отрицанию, может быть истолкован как синоним пустоты. Однако однозначное толкование пустоты как условности противоречило бы принципу срединности, приверженцами которого считали себя мадхьямики и их китайские последователи. Цзи Цзан писал: «Причины порождают дхармы. Я говорю, что они пусты, а также являются условными обозначениями. В этом смысл срединного пути». Далее он пишет: «Множество причин порождают дхармы. Я говорю они пусты. Не было еще дхармы, которая не была бы рождена причинностью, поэтому все дхармы пусты». Обусловленность причинностью Цзи Цзан связывает с пустотностью, потому что обусловленность причинностью указывает на отсутствие собственной природы, на отсутствие независимого существования вещей. Важнейшими принципами пустотности, таким образом, являются обусловленность причинностью, условность существования, отсутствие собственной природы, отсутствие независимого существования. К этому добавляется условность имен как внешняя характеристика пустотности вещей. Срединный путь здесь понимается как признание и пустотности и условности.

Читайте также:  Изначальная природа
Top.Mail.Ru