Среда, 24 маяКитай 2017 все историческое и культурное наследие на русском.
Shadow

Обязательные рекомендации

Осознание высшей истины «включает» праджня. Поэтому Судзуки полагал, что «махаяна может быть определена как религия праджни par excellence. По сути, праджня в махаяне обожествлена, отношение к ней чрезвычайно почтительное».

Парамита дословно это «переправа», «выход за пределы». Это переправа к спасению, к нирване. В раннем буддизме парамиты не имели столь важного значения, они понимались как качества Будды Шакьямуни, которые были свойственны ему в его предыдущих рождениях, когда он пребывал в состоянии бодхисаттвы. В махаянских сутрах парамиты рассматривались не как качества Будды, а как обязательные рекомендации для тех, кто встал на путь спасения. В ранних сутрах Праджняпарамиты различаются шесть парамит. В предыдущей главе они уже были перечислены, это парамиты: милостивого даяния; воздержания; терпимости; решимости; сосредоточения; мудрости. Парамита Праджни рассматривается как одна из шести парамит, однако, как это подчеркивается в «Дао син цзин», она является центральной парамитой, самой важной из всех шести. Если предыдущие пять парамит могут быть описаны как психологические свойства личности или формы поведения, которые могут постоянно совершенствоваться, то этого нельзя сказать о парамите Праджни. Ее нельзя описать как обычное нормальное состояние человека, она никак не связана с его повседневной практикой, образом жизни, нормами нравственности и морали. О ней нельзя сказать, что ее можно совершенствовать, она не может присутствовать в большей или меньшей степени, ее невозможно постигать по частям.

Таким образом, Праджняпарамита, если свести в одно ее составные «праджня» и «парамита», это интуитивная мудрость, которая переправляет к нирване высшей истине, каковая может быть постигнута целиком и полностью. Постижение истины это есть просветление, понимаемое как постижение таковости пустоты. Иными словами это высшая мудрость, выводящая нас за пределы обыденного сознания и обеспечивающая непосредственное постижение Истины, что адекватно достижению нирваны. Однако такое определение в некоторой степени сужает характеристики Праджняпарамиты.

Читайте также:  Традиционная философия

По мнению JI. Мялля, Праджняпарамита это самостоятельный термин, который не совпадает или совпадает лишь частично со своими элементами праджня и парамита. В «Аштасахасрике» Праджняпарамита рассматривается как наивысшее сознание, которое характеризуется, с одной стороны, как тело Татхагаты, с другой как знание Татхагаты. Наивысшее сознание тождественно наивысшему состоянию бытия оно представляет собой психологическое явление, но в то же время имеет онтологический аспект, т. е. существует вне сознания данной личности.

Однако, объявив пустоту онтологической характеристикой рационально неописуемого истинно сущего, буддисты столкнулись с проблемой характеристики самой пустоты. А с проблемами понимания этих характеристик столкнулись исследователи буддизма.

Top.Mail.Ru