Понедельник, 18 сентябряКитай 2017 все историческое и культурное наследие на русском.
Shadow

Отдельная биография

Основоположниками школы сюаньсюэ являются Ван Би и Хэ Янь. Ван Би, несмотря на свою молодость и короткую жизнь, оставил в философском наследии более глубокий след, чем Хэ Янь. Согласно сведениям из династической истории «Сань го Чжи», «Хэ Янь был поражен выдающимися способностями и умом молодого Ван Би и при знакомстве воскликнул: «Этот человек сможет говорить и о небе и о человеке! ». В китайских исторических хрониках сохранилось мало сведений относительно жизни и творчестве Ван Би. Слишком краткой была его жизнь, не успел он занять высокое положение в обществе. В «Сань го чжи» нет отдельной биографии Ван Би. Ему посвящено несколько строк, помещенных в биографии государственного и военного деятеля того периода Чжун Хуя: «Молодой Чжун Хуй и Ван Би из Шан Яна пользовались известностью. По свидетельству современников, Ван Би уже в юношеском возрасте обнаружил исключительные способности, большую любознательность и проницательный ум. Особенно он любил рассуждать о принципах даосизма, подвергал их дискутированию в среде своих друзей и выделялся среди них своей начитанностью в классических книгах. В годы правления чжэн-ши при императоре Фэй-ди Ван Би служил в центральных придворных учреждениях государства Вэй, работая и развиваясь таким образом в окружении придворной феодальной бюрократии, к числу которой нужно отнести и его самого.

Здесь Ван Би, как и в «Дао дэ цзине», рождение вещей выводит из «наличия», а «наличие» из «отсутствия». При этом он придает «отсутствию» субстанциональный характер посредством понятия «корень». Каждая из оппозиций соответствующим образом характеризует или же подчеркивает те или иные стороны «отсутствия» и «наличия». Так, например, категория «ти», имеющая основные смысловые значения: тело, плоть, система, вещество, субстанция, сущность, суть, существо, природа, натура, природа и т. п., в оппозиции с категорией «юн», имеющей значения: функция, польза, действие, качество, атрибут, принадлежность, применение, подчеркивает субстанциональный характер «отсутствия» и производный от субстанции характер «наличия», его проявленность, функциональность, окачествленность.

Читайте также:  Учение о пустоте

Категория «бэнь» в оппозиции к «мо» подчеркивает первичность «отсутствия» по отношению к «наличию». При этом «бэнь» не только выше «мо» по своему онтологическому статусу, но и более ценностно, что вполне соответствует выдвинутому им принципу «гуй у» (ценить отсутствие).

Категория «и» в оппозиции к категории «до» подчеркивает «отсутствие» как единую основу многообразного, качественно оформленного «наличия», множественность самого «наличия». При этом Ван Би, как было отмечено выше, утверждает: «То, что стремится полностью реализоваться в «наличии», должно вернуться в отсутствие». Иными словами, проявленное, множественное наличие возвращается к своему единому началу «отсутствию».

Top.Mail.Ru