История появления этого текста такова: Васубандху на основе шастры Асанги «Йогачарья-бхуми» составил трактат «Тримшикавиджняптикарика» {кит. «Вэй ши Сань шии лунь» Тридцать суждений о только разуме. Впоследствии на этот трактат было написано 10 комментариев различными авторами, в том числе и Дхармапалой. Сюань Цзан перевел эти комментарии на китайский, а затем скомпоновал из них самостоятельное сочинение, получившее название «Чэн вэй ши лунь». Существуют и другие варианты перевода названия «Чэн вэй ши лунь». Так, например, в исследовании С.-Петербургского ученого П. Д. Ленкова предлагается название «Компендиум только-сознании» [161. Здесь подразумевается тот факт, что сочинение было составлено как обобщение содержания комментариев к трактату «Тримшикавиджняптикарика». В составлении сочинения «Чэн вэй ши лунь» принял участие ученик Сюань Цзана Куй Цзи.
Учение школы йогачаров и фасян часто противопоставляется учению мадхьямиков и саньлунь. На самом деле их расхождения, с точки зрения философского контекста буддийской сотериологии, не являются чрезвычайно принципиальными. Философскомировоззренческие принципы йогачары и фасян не противоречат принципам Праджняпарамиты. Они исходят из базисных положений Махаяны, согласно которым окружающий нас мир реально не существует, как не существует реально и наше собственное Я. Люди имеют две привязанности к собственному Я и дхармам. Привязанность к Я порождает иллюзию реальности Я, а привязанность к дхармам порождает иллюзию реальности внешнего мира. На самом деле человеческое Я и окружающий его внешний мир не более чем пустота ни то, ни другое не имеют реальной природы, это сравнимо с компьютерной игрой фифа менеджер в которой создается иллюзия реальности.. Но при этом ни адепты йогачары, ни адепты фасян не допускали мысль, что пустота обладает реальным существованием. Они полагали, что признание реальности пустоты такая же крайность, как и признание реальности собственного Я и дхарм. Назвав свое учение срединным, они утверждали, что реальность находится между двумя этими крайностями. Такой реальностью провозглашалось сознание. Строго придерживаясь санскритских оригиналов, Сюань Цзан и Куй Цзи рассматривали понятие сознания с точки зрения его триединства, объединяющего читту, виджняну и манас. Читта обозначалась термином «синь», виджняна, как уже было отмечено, термином «ши», манас термином «и». О. О. Розенберг полагал, что все три понятия, «читта», «виджняна», «манас» могут быть употреблены как синонимы. В учении школы фасян понятия «синь», «ши», «и» также могут рассматриваться как синонимы, но в основном они употребляются в соответствии с собственным функциональным значением. В дальнейшем мы будем обозначать их в соответствии с этими значениями терминами «сознание-синь», «сознание-ши» и «сознание-и».