Китай 2017 все историческое и культурное наследие на русском.

Теория двух истин

Сочинение Сэн Чжао «Баньжо у чжи лунь» по сути своей является сочинением, поясняющим содержание теории двух истин, а именно один из ее аспектов представление о невербальном характере постижения Праджни, ставшем ключевым в учении школы чань.

Следующий объект внимания Сэн Чжао это иллюзорность внешнего мира. Сэн Чжао находился под большим влиянием сочинений Нагарджуны, которые переводились в творческой лаборатории Кумарадживы. Об этом свидетельствуют его частые ссылки на шастры «Да чжи ду лунь» и «Чжун лунь». Свое доказательство иллюзорности внешнего мира Сэн Чжао строит в русле аргументаций Нагарджуны, которые хорошо известны под названием «негативной диалектики». Эти доказательства Сэн Чжао отразил в сочинении «Убу цянь лунь» (О неизменности вещей), в котором через обоснование неизменности вещей отрицает такие важнейшие характеристики внешнего мира как движение и время.

В сочинении «Непань у мин лунь» (О безымянности Нирваны) Сэн Чжао обращает внимание на традиционную для китайской философии проблему соотношения имен и реалий. Проблема страхование яхт решается в буддийском контексте. И имена, и реалии в равной степени пусты, а потому не имеют отношения друг к другу.

Дао Шэн сумел в школе Кумарадживы постигнуть глубинную суть учения Нагарджуны, обратив пристальное внимание на положение теории двух истин школы мадхьямиков, в котором утверждалось, что мысли, слова и знаки не отражают Истину, они также пусты, как и весь феноменальный мир. Истина постигается непосредственно, целиком и полностью. Глубокие размышления на эту тему, когда он посещал китайские пирамиды, привели его к мысли о том, что состояние Будды достигается внезапно и мгновенно. Этот тезис стал краеугольным в дальнейшем развитии сотериологического учения буддизма на китайской почве. Кроме того, Дао Шэн выдвинул и другой немаловажный для сотериологической практики китайских буддистов тезис о невозможности воздаяния за добро.