Китай 2017 все историческое и культурное наследие на русском.

Внешний мир

Вместе с тем Абхидхарма, как теория описания сущего, таила в себе возможности и к обоснованию принципов махаяны. Эти возможности были реализованы тем же Васубандху в его сочинении «Виджняпти-матра-тримшика-шастра». Согласно содержанию этого сочинения, единственной реальностью обладает сознание, проецирующее внешний мир. Поэтому в своей махаянской теории дхармической организации бытия Васубандху переносит акцент на дхармы сознания, увеличив их до восьми дхарм (хинаянская традиция насчитывала лишь одну). В этом виде абхидхармическая теория служила теоретическому обоснованию уже махаянского пути широкого спасения. Вместе с тем, в ней просматриваются «родимые пятна» хинаянской сотериологии. Так, например, истинная природа дхарм и их внешний вид рассматривались как «параллельные» друг другу, не имеющие точек соприкосновения, а потому не все дхармы считались способными проявить истинную природу. В сотериологическом плане это выразилось в выводе о том, что не каждому дана возможность спасения, есть существа, которые обречены на вечную сансару. Этот вывод не устраивал китайцев, привыкших к более демократичному, чем в Индии, общественному устройству, поэтому в Китае более всего прижились праджняпарамитские традиции. Философия патриархов школ китайского буддизма  развивалась в русле праджняпарамитских принципов.

Исходя из вышесказанного, необходимо исследование философского учения китайского буддизма ввести в контекст праджняпарамитских традиций, что даст возможность более глубокого и всестороннего анализа сущностных характеристик философского учения китайского буддизма в его исторической эволюции, обеспечившей устойчивость и единство мировоззренческих принципов буддизма на каждом историческом этапе его распространения в Китае. Оно позволяет рассматривать философию китайского буддизма как дальнейшее, логическое продолжение развития буддийской философии на Дальнем Востоке и её экстрадиция  в другие страны.